ОНР – это такое речевое
нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным
интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы
(фонетико-фонематического и лексико-грамматического).
Разговорная речь детей с
данными нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной с
определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной.
Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения
приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо,
вообще отсутствует.
Неполноценная речь накладывает
отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его
распределения. У детей снижена вербальная (запоминание текстовой информации)
память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий. Дети отстают в развитии
словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают
анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с общим
недоразвитием речи есть некоторое отставание в развитии двигательной сферы –
плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений,
снижена скорость и ловкость в выполнении. Наибольшие трудности возникают при
выполнении движений по словесной инструкции, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная
координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Дети с такими нарушениями
часто гипервозбудимы, непоседливы, им свойственно быстрое утомление,
наблюдается беспокойный сон, часто отличаются плохим аппетитом.
Все указанные отклонения
в развитии речи, а отсюда и в развитии всех психофизических функций
самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких
детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных
мероприятий.
Такой системой
коррекционных мероприятий является «Примерная адаптированная программа
коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под
редакцией Н.В. Нищевой, которая лежит в основе нашей работы с детьми.
В младшей группе по этой
программе проводятся подгрупповые и
групповые занятия , продолжительностью 10 минут каждое.
Эти занятия проводятся
учителем-логопедом, музыкальным и физкультурным руководителем, воспитателями
группы. Один день в неделю учитель-логопед проводит индивидуальные занятия, а
музыкальный руководитель логоритмические.
Особое внимание уделено сбалансированности
занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и
отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей
среде и в первой, и во второй половине дня.
В это время воспитатель
осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится
партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные
занятия по заданию логопеда.
Таким образом,
организация работы всех педагогов группы нацелена на успешное устранение
речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку
проявлять свои способности, не только в организованной образовательной, но
и в свободной деятельности, стимулирует
развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает
утвердится в чувстве уверенности в себе, а значит способствует всестороннему
гармоничному развитию личности.
Для достижения
максимального эффекта коррекционно-развивающей работы необходимы следующие
условия:
-понимание родителями особенностей развития своего ребенка;
-постоянное посещение детского сада;
-взаимодействие родителей и специалистов ДОУ; выполнение всех рекомендаций педагогов детского сада;
-создание определенной развевающей среды (наличие пособий, игр,игрушек).
Комментариев нет:
Отправить комментарий