Родительский факультет

понедельник, 3 октября 2016 г.

Характеристика общего недоразвития речи у детей или что такое ОНР?


ОНР – это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).

Разговорная речь детей с данными нарушениями оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто непонятной. Связная (монологическая) речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо развивается с большими трудностями, либо, вообще отсутствует.

Неполноценная речь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей снижена вербальная (запоминание текстовой информации) память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У детей с общим недоразвитием речи есть некоторое отставание в развитии двигательной сферы – плохая координация движений, неуверенность в выполнении дозированных движений, снижена скорость и ловкость в выполнении. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции, ритмические движения под музыку.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Дети с такими нарушениями часто гипервозбудимы, непоседливы, им свойственно быстрое утомление, наблюдается беспокойный сон, часто отличаются плохим аппетитом.

Все указанные отклонения в развитии речи, а отсюда и в развитии всех психофизических функций самостоятельно не преодолеваются и не исчезают. Поэтому речевое развитие таких детей можно обеспечить только при условии использования системы коррекционных мероприятий.

Такой системой коррекционных мероприятий является «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, которая лежит в основе нашей работы с детьми.

В младшей группе по этой программе проводятся  подгрупповые и групповые занятия , продолжительностью 10 минут каждое.

Эти занятия проводятся учителем-логопедом, музыкальным и физкультурным руководителем, воспитателями группы. Один день в неделю учитель-логопед проводит индивидуальные занятия, а музыкальный руководитель логоритмические.

 Особое внимание уделено сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получать возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде и в первой, и во второй половине дня.

В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда.

Таким образом, организация работы всех педагогов группы нацелена на успешное устранение речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности, не только в организованной образовательной, но и  в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердится в чувстве уверенности в себе, а значит способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Для достижения максимального эффекта коррекционно-развивающей работы необходимы следующие условия:

-понимание родителями особенностей развития своего ребенка;
 
-постоянное посещение детского сада;
 
-взаимодействие родителей и специалистов ДОУ; выполнение всех рекомендаций педагогов детского сада;
          -создание определенной развевающей среды (наличие пособий, игр,игрушек).

Комментариев нет:

Отправить комментарий