Родительский факультет

Педсовет


«Дискуссионная гостиная: Принципы общения родителей с детьми – основа формирования личности старшего дошкольника»
Ход собрания

Воспитатель предлагает провести собрание в форме деловой игры. Для этого родители делятся условно на три группы, рассаживаясь за тремя столами. Воспитатель предлагает им кофе, чай и объясняет правила работы «гостиной»:

- Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.

- Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.

- Говорите открыто и от всего сердца.

- Слушайте, чтобы понимать.

- Связывайте и соединяйте идеи.

- Получайте удовольствие.

В каждой группе выбирается «хозяин стола», которому дается возможность выступить с результатами общения после обсуждения.

Цель работы: дать возможность родителям в непринужденной обстановке поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.

Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель начинает предложение, а родители его продолжают: «Общение с ребенком – это…».

Вывод. Общение с ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.

Игровая ситуация «Что сказали бы вы?»

- Вам нездоровится, к вам обращается ребенок. Вы…

- Вы зовете ребенка обедать, а он не идет. Вы…

- Ребенок что-то разбил. Вы..

Выслушиваются ответы родителей, а затем включается аудиозапись с детскими ответами, записанными на магнитофон, о том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.

Игровое упражнение «Выбери адекватный вариант».

Родителям раздаются карточки с описанием ситуаций и варианты ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный ситуации.

Ситуация 1. Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

- Сколько раз я тебе говорила, как надо играть!

- Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.

- Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!

Ситуация 2. Вы заняты очень важным делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?

- Не сейчас: видишь, я работаю.

- Займись чем-нибудь, возьми бумагу и порисуй.

- Я сейчас работаю и не могу играть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.

Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

- Вечно ты приходишь с улицы как поросенок!

- Посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша, а ты!

- Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.

Ситуация 4. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас: «Мама, пойдем!» Ваша реакция?

- Ты что, не видишь, я с тетей разговариваю!

- Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.

- Не мешай нам разговаривать!

Вывод. Одной из эффективных техник общения является «Я – сообщение»: в отличие от «Ты – сообщение» оно не унижает и не оскорбляет ребенка.

«Ты – сообщение»нарушает коммуникацию, так как вызывает у человека чувство обиды и горечи, создается впечатление, что другой всегда прав. В «Ты – сообщении» используются слова: ты, тебя, тебе.

Каждое «Ты – сообщение» содержит по сути, выпад, критику, или просто обвинение человека, и, естественно, вызывает соответствующую реакцию: от обиды и защиты себя, до ответных нападок и дерзости.

Пример: «Как ты со мной разговариваешь!» - осуждение и угроза; «Выключи немедленно эту музыку!» - запрет; « Когда ты научишься убирать за собой!» - обвинение; «Ну что у тебя за вид!» - осуждение.

«Я – сообщение» является более эффективным способом коммуникации, сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми. В «Я – сообщении» используются слова: я, у меня, мне.

Пример: «У меня болит голова, выключи пожалуйста музыку»; «Меня очень злит, когда по дому разбросаны вещи. Будь добр убери за собой»; «Мне очень неприятно и обидно, когда так разговаривают со мной»; «У меня вызывает недоумение такой внешний вид».

«Я – сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением».

Во-первых, оно позволяет вам выразить свои негативные чувства, а не подавлять их. Во-вторых – мы, как бы, снимаем с себя маску «воспитателя» и становимся самими собой. В-третьих – когда мы искренни и открыты в выражении своих чувств, наш собеседник тоже начинает доверять нам.

Поэтому «Я – сообщение» является более эффективным способом влияния на человека с целью изменения его поведения, которое мы не приемлем, и в тоже время сохраняет благоприятные взаимоотношения между людьми.

В конце встречи участникам семинара вручаются буклеты, в которых отражены главные постулаты общения – диалога с ребенком, и рисунки детей на тему - «Наша семья».

По итогам проведенной дискуссии родители сделали выводы, что все они любят своих детей, но не всегда умеют проявлять свою любовь и показывать ребенку, что он всегда любим; любить его не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения.

Вывод: Такие дискуссии позволяют устранить источник межличностных проблем, развивают позитивное взаимодействие детей и родителей, снижают число родительско-детских конфликтов и улучшают эмоциональный микроклимат семей.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий