«Дискуссионная гостиная: Принципы общения родителей с
детьми – основа формирования личности старшего дошкольника»
Ход собрания
Воспитатель
предлагает провести собрание в форме деловой игры. Для этого родители делятся
условно на три группы, рассаживаясь за тремя столами. Воспитатель предлагает им
кофе, чай и объясняет правила работы «гостиной»:
- Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
- Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
- Не
отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
- Говорите
открыто и от всего сердца.
- Слушайте,
чтобы понимать.
- Связывайте
и соединяйте идеи.
- Получайте
удовольствие.
В каждой
группе выбирается «хозяин стола», которому дается возможность выступить с
результатами общения после обсуждения.
Цель работы: дать возможность родителям в
непринужденной обстановке поделиться друг с другом опытом воспитания своих
детей.
Игровое
упражнение «Закончи предложение»
Воспитатель начинает предложение, а
родители его продолжают: «Общение с ребенком – это…».
Вывод. Общение с
ребенком – это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями,
взаимодействие. Результат общения – образ Я, самооценка.
Игровая
ситуация «Что сказали бы вы?»
- Вам нездоровится, к вам обращается
ребенок. Вы…
- Вы зовете ребенка обедать, а он не
идет. Вы…
- Ребенок что-то разбил. Вы..
Выслушиваются ответы родителей, а
затем включается аудиозапись с детскими ответами, записанными на магнитофон, о
том, как поступают их родители в вышеперечисленных ситуациях.
Игровое
упражнение «Выбери адекватный вариант».
Родителям раздаются карточки с
описанием ситуаций и варианты ответов. Необходимо выбрать вариант, адекватный
ситуации.
Ситуация 1. Вы заходите в комнату и
видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?
- Сколько раз я тебе говорила, как
надо играть!
- Меня сердит, когда ты не убираешь
игрушки на место.
- Ты опять устроил свалку из
игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2. Вы заняты очень важным
делом. К вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваша реакция?
- Не сейчас: видишь, я работаю.
- Займись чем-нибудь, возьми бумагу
и порисуй.
- Я сейчас работаю и не могу играть
с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация 3. Ребенок приходит с улицы
грязный. Ваша реакция?
- Вечно ты приходишь с улицы как
поросенок!
- Посмотри, каким чистым приходит с
улицы Миша, а ты!
- Меня обижает и сердит, когда ты
приходишь домой грязным.
Ситуация 4. Встретившись на улице с
коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает вас:
«Мама, пойдем!» Ваша реакция?
- Ты что, не видишь, я с тетей
разговариваю!
- Мне трудно разговаривать, когда
меня прерывают.
- Не мешай нам разговаривать!
Вывод. Одной из
эффективных техник общения является «Я – сообщение»: в отличие от «Ты – сообщение»
оно не унижает и не оскорбляет ребенка.
«Ты – сообщение»нарушает
коммуникацию, так как вызывает у человека чувство обиды и горечи, создается
впечатление, что другой всегда прав. В «Ты – сообщении» используются слова: ты,
тебя, тебе.
Каждое «Ты – сообщение» содержит по
сути, выпад, критику, или просто обвинение человека, и, естественно, вызывает
соответствующую реакцию: от обиды и защиты себя, до ответных нападок и
дерзости.
Пример: «Как ты со мной
разговариваешь!» - осуждение и угроза; «Выключи немедленно эту музыку!» -
запрет; « Когда ты научишься убирать за собой!» - обвинение; «Ну что у тебя за
вид!» - осуждение.
«Я – сообщение» является более
эффективным способом коммуникации, сохраняет благоприятные взаимоотношения
между людьми. В «Я – сообщении» используются слова: я, у меня, мне.
Пример: «У меня болит голова,
выключи пожалуйста музыку»; «Меня очень злит, когда по дому разбросаны вещи.
Будь добр убери за собой»; «Мне очень неприятно и обидно, когда так
разговаривают со мной»; «У меня вызывает недоумение такой внешний вид».
«Я – сообщение» имеет ряд
преимуществ по сравнению с «Ты – сообщением».
Во-первых, оно позволяет вам
выразить свои негативные чувства, а не подавлять их. Во-вторых – мы, как бы,
снимаем с себя маску «воспитателя» и становимся самими собой. В-третьих – когда
мы искренни и открыты в выражении своих чувств, наш собеседник тоже начинает
доверять нам.
Поэтому «Я – сообщение» является
более эффективным способом влияния на человека с целью изменения его поведения,
которое мы не приемлем, и в тоже время сохраняет благоприятные взаимоотношения
между людьми.
В конце встречи участникам семинара
вручаются буклеты, в которых отражены главные постулаты общения – диалога с
ребенком, и рисунки детей на тему - «Наша семья».
По итогам проведенной дискуссии
родители сделали выводы, что все они любят своих детей, но не всегда умеют
проявлять свою любовь и показывать ребенку, что он всегда любим; любить его не
только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его
поведения.
Вывод: Такие дискуссии позволяют
устранить источник межличностных проблем, развивают позитивное взаимодействие
детей и родителей, снижают число родительско-детских конфликтов и улучшают
эмоциональный микроклимат семей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий